Мотивация, творчество и свобода — самые сильные образовательные инструменты  Э. Поятзи

Мотивация 3.0. – обновление, в котором так нуждается современная школа, допускает, что у детей, кроме реакции на поощрение и наказание, есть и другая движущая сила – потребность учиться, творить и изменять к лучшему окружающий мир. В новой системе мотивации лежат три ключевых элемента: свобода выбора, мастерство, наличие достойной цели*. Успех ждет школу, которая формирует эти составляющие у современных детей. Затрагивая проблему мотивации современных школьников, нацеленную на повышение качества образования, мы с вами должны рассматривать не только показатели, цифры и результаты мониторингов. Сегодня уже настало время говорить о том, что в последние годы в системе образования в целом наблюдается тенденция снижения мотивации и интереса к учебе у школьников. Интерес к учебе у детей вызвать становится все сложнее и сложнее. Учителя идут на различные ухищрения, чтобы мотивировать ребенка к учебной деятельности, используют активные приемы и методы, внедряют элементы современных образовательных технологий… Но что это меняется? И дело не только в том, что «поколение сегодня такое». Конечно, проще сказать, что молодежь плохая, но давайте будем честны, если разобраться, то может оказаться, что система образования просто не соответствует интересам и потребностям молодого поколения. В теории индивидуализация и профилизация выглядят привлекательно, но что мы имеем на практике? Интерес к обучению в школе падает потому, что дети осознают, что школа иногда «тормозит» их развитие. Дети прямо и откровенно говорят, что им неинтересно и скучно в школе. И это часто объяснимо, ведь образовательная программа негибкая, статичная и не учитывает тенденций развития современной науки и техники, социальных процессов и жизненных потребностей. Наши выпускники уже осознают, что аттестат – это не пропуск в жизнь, а лишь «корочка», которая, в конечном итоге, мало помогает в получении высшего профессионального образования. Дети не видят смысла в обучении предметов, по которым они не сдают ЕГЭ, дети задаются вопросом: в чем же смысл такого образования, которое ничего не дает для жизни? Виноваты не только дети, что не желают учиться, но и педагоги в своем стремлении к подавлению эмоционально восприятия мира. Ведь мало кого волнует, что интересует школьника на самом деле, что ему действительно интересно. А ведь если это узнать, то эффективность обучения можно повысить в разы. Если человек ощущает себя здесь и сейчас, когда его чувства работают на пределе возможностей, и он испытывает подлинный интерес от изучаемых предметов, от погружения в настоящее, от самой жизни, то и отношение к изучаемому будет другим. Таким образом, ребенок будет развивать свои творческие способности, учиться их применять на практике, тренировать гибкость ума. Задача школы при этом – создать такую образовательную атмосферу. Существующая система стимулов утратила свою эффективность и все чаще не приносит ничего, кроме вреда. Необходимо ее обновить. Современная наука подсказывает, как это сделать. Новый поход содержит три важнейших элемента: свобода выбора – желание управлять собственной жизнью, мастерство – потребность становиться все лучше и лучше в каком-то деле, целеустремленность – страстное желание делать то, что мы делаем, ради чего-то большего, чем наше индивидуальное существование.

*Дэниел Пинк: Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. – М, 2013.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить