Куда я веду свою школу? Какой она должна быть? Каким я вижу результат работы этой школы? Мне кажется, если директор в момент назначения задумывается над этими вопросами, то, можно сказать, что уже повезло этой школе.
Ответ на простой, казалось бы, вопрос – не столь прост и однозначен. Школа, на мой взгляд, должна… Написал и содрогнулся, фраза «школа должна» в нашем обществе несет некую другую лексическую составляющую, трансформировалась в нечто пугающее саму школу. Но в традиционном и, как бы пафосно это не звучало, высоком понимании, по моему глубокому убеждению, школа должна, во-первых, дать хорошее образование. Это ее безусловное и первостепенное предназначение. Школа должна быть востребованной социумом, а востребованной она будет, только если школа ставит своей целью повышение качества образования. Если школа не дает требуемого качества образования – это уже не школа, что угодно, но не школа.
Во-вторых, школа, безусловно, должна создать безопасные условия обучения в стенах образовательного учреждения. Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, ожидает его дома живым и здоровым, родители доверяет нам, и мы не можем и не имеем ни морального, ни законного права оступиться от этой непреложной истины.
В-третьих, обеспечить социализацию. Очень важно образовательному учреждению на современном этапе развития не упустить социальный результат. Социальная эффективность образования – это отсроченный результат, опосредованный устранением негативных явлений в жизни общества.
В-четвертых, направить ребенка в области профессионального самоопределения. При этом школа решает одну из ключевых задач социального заказа со стороны социума, каждый родитель желает, чтобы ребенок не только обучался, но, главное, выучился и получил востребованное образование и профессию.
В-пятых, привить склонность к продуктивным досуговым занятиям. Несомненно, современную школу невозможно представить без развитой системы дополнительного образования. В школе все дети должны получать возможность раскрыть свои способности и таланты, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном и динамично меняющемся мире.
Мне кажется, что степень достижения перечисленных задач и будет показателем роста и развития школы. Удалось ли мне с коллективом учителей это сделать? Трудно сказать, думаю, что отчасти. Что нужно сделать для роста эффективности современной школы?
Наверное, во-первых, преодолеть кризис доверия, школа должна стать более открытой для общества.
Во-вторых, все же нацелить коллектив на пересмотр методологической основы процесса воспитания современных детей.
В-третьих, необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия между учителем и ребенком. Наиболее оптимальным решением здесь будет взаимодействие и сотрудничество.
Конечно, и другие вопросы волновали и волнуют директора школы… Каждый новый день – новый вопрос, новые вызовы…