Неизменны только перемены Гераклит

Под влиянием различных факторов одни школы предвидят изменения, другие реагируют на них, третьи игнорируют. И как следствие, первые – процветают, вторые – пытаются бороться за выживание, третьи – отстают в значительной мере. Успех ждет тех, кто создает изменения! Педагогическим коллективом нашей школы обозначены точки роста по приоритетным направлениям деятельности школы, предусмотрены изменения в направлении развития и роста. Остановимся на некоторых концептуальных моментах, требующих изменений.

Во-первых, снижение мотивации и интереса к учебе у школьников. Об этом подробно останавливался в предыдущем посте моего блога. Во-вторых, уровень профессиональной компетентности педагогов. Если рассматривать фрагментарно уровень компетентности педагогов – казалось бы, все хорошо, даже отлично, наблюдается положительная динамика, достигнуты изменения в структурно-функциональной модели методической службы образовательного учреждения, проведена трудоемкая работа по совершенствованию работы методической службы как одного из условий сопровождения профессионального роста педагога. Но если посмотреть масштабно, можно сказать, что система школьного образования находится на грани кризиса. В этой системе необходимы кардиальные перемены, в то время как в школе мало что меняется, в обществе произошли громадные изменения. Предлагаю обратиться к основным проблемам, с которыми сталкивается в своей практике учитель, и попытаться вывить их причины, совместно предложить пути их решения.

Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается сегодня учитель, – у учеников нет больше абсолютного доверия ни к нему как учителю, ни к учебнику как источнику информации. Это связано в первую очередь с приходом эпохи Интернет, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сейчас от учителя ожидают работу в качестве организатора активной познавательной деятельности ребенка. Ученик теперь считает себя уже самостоятельным и осознает, что где-то справится и сам без учителя. Ребенок может легко найти любую информацию в сети Интернет. При этом ценной становится не сама информация, а умение самообучаться. На что и была нацелена концепция нашей методической работы, направленной на внедрение системно-деятельностного подхода. Данный подход учитывает принципы гибкости, природосообразности и личностной направленности.

Следующая не менее важная проблема, с которой сталкивается педагоги, это тот факт, что учитель и ученики стали говорить на разных языках. Во-первых, это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, Интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление детей. Мышление ребенка стало технологичным, клиповым и мозаичным, ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными структурами. Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. В качестве возможного варианта решения в данной ситуации, можно предложить учителю самому овладеть на высоком профессиональном уровне современными ИКТ и использовать их в учебном процессе. С другой стороны, в связи со снижением критического и аналитического мышления у сегодняшних ребенка, будет целесообразным также поиск альтернативных форм урока. В конечном итоге, мы с вами сталкиваемся с уровнем профессионализма и мастерства учителя. Мы должны научиться работать с современным ребенком, нельзя работать с детьми современного поколения так же, как мы работали десятилетия назад. Мы должны переосмыслить принципы образования наших детей и продвигаться в направлении разработки новой системы образования, учитывающей потребности и особенности наших детей. Еще одна проблема, с которой мы часто сталкиваемся в школе, – педагогам очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Дети просто их не слышат. Обучающиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. В связи с этим необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия между учителем и учениками. Наиболее оптимальным решением здесь будет взаимодействие и сотрудничество. Поэтому для современного учителя владение такими педагогическим технологиями как обучение в сотрудничестве и методом проектов является профессиональной необходимостью. Здесь особую важность приобретают такие профессиональные качества учителя как непрерывное самообучение, повышение своей профессиональной квалификации, умение оставить свои проблемы за дверьми класса и его личностное развитие. Сегодня на первый план выходят такие личностные качества, как умение сотрудничать, эффективно взаимодействовать с окружающими, умение слушать и работать в команде, добиваться коллективного результата, а также эмпатия и толерантность. Это все поможет учителю идти в ногу со временем и быть интересным своим ученикам, стать для них уважаемым партнером и значимой личностью в учебном процессе. Говоря о воспитании, необходимо обозначить проблему, что назревает кризис доверия между школой и родителями. У родителей сегодня есть инструменты влияния на школу, но они не хотят брать на себя ответственность. Родители ждут, что школа будет воспитывать детей, но в воспитании детей участвует не только школа, но вся социальная среда. Поведенческие проблемы у детей в школе часто бывают продолжением нездоровых отношений в семье. И здесь родителям важно быть самим открытыми и объективными. Создается ситуация, когда родители не доверяют педагогам, педагоги – родителям, а страдают от этого кризиса доверия дети. Что может сделать школа, чтобы преодолеть этот кризис доверия? Стать более открытой ко всем участникам образовательных отношений.

Подведя итоги, хочу отметить, движение как изменение предполагает возникновение нового состояния школы, но новое не может заключаться в старом, иначе оно не было бы новым; новое не может не возникнуть из старого, иначе его появление было бы чудом.

Нам было бы интересно услышать и ваше мнение: что необходимо изменить в современной школе? Пишите, наша школа – открыта к дискуссии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить