Есть море замыслов, порывов к цели, Потребностей… ну, словом, то, чем я Дышу, живу – таким, каков я есьм. Генрик Ибсен. Пер Гюнт
Вы когда-нибудь пробовали брать интервью у самого себя? Некоторым это может показаться странным, но, с другой стороны, это очень интересный метод для того, чтобы разобраться в самом себе, познать самого себя, найти ответы на волнующие тебя вопросы. Мне кажется, что многие люди хотя бы раз в своей жизни задавали себе вопросы… Вот, что вышло у меня.
- Почему Вы решили стать учителем?
- Вся моя профессиональная деятельность связана со школой и образованием. Как я пришел к этой профессии? Конечно, было непросто решиться и выбрать из сотен профессий одну… Мне казалось, что она должна была быть интересной, захватывающей, ведь занятие, которое тебе действительно нравится – это важная составная часть счастья в жизни. Мне кажется, я счастлив в своей профессии, любить глубоко и серьезно что-то значительное, умение жертвовать собой ради любимого дела – разве это не счастье. Каждая цель в нашей жизни, согласитесь, – это частичка нашей мечты, что-то взятое из детства, что остается с нами до конца наших дней. В школьные годы мечтал стать врачом, но так распорядилась судьба, да и люди, которые меня окружали – умные, талантливые, искренне любящие свою работу педагоги, располагающие к себе, и в то же время очень требовательные – сделали свое дело и повлияли на мой выбор профессии. Мне кажется, я и не уходил со школы, как пришел в этот удивительный школьный мир в первый класс в далеком 1985 году, так и остался в ней.
- Как Вы стали директором?
- Свою профессиональную деятельность в школе начинал в 2001 году. И как-то незаметно прошел путь от учителя, заместителя директора по учебной работе и до директора школы. Посчастливилось работать в учреждениях различного вида и типа, в различных должностях. Вот уже тринадцать лет работаю директором школы. Оглядываюсь назад и думаю: а не зря ли прошли эти годы? И сам себе отвечаю: не зря! По земле ходят выпускники, в которых вложена частичка моей души. Профессия стала важной частью моей жизни. Я стал директором в 25 лет, был самым молодым директором в муниципалитете. Мне предложили, я не смог отказаться, это был даже не вопрос карьеры или удовлетворения амбиций, это было воспринято так, как все постепенно встает на свои места. Я с удовольствием этим занимаюсь и все сложности я покорно принимаю, а проблем и забот у управленца немало.
- А в чем сложность управления школой?
- Управление – это многоаспектный процесс. Как охарактеризовал процесс управления Г. Файоль: «Управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов». Ключевым ресурсом для меня всегда являлись люди: педагоги, обучающиеся и их родители. Практика подтверждает, что сегодня человеческие возможности являются определяющими в достижении поставленных целей. Какими бы благоприятными ни были внешние условия, прекрасные идеи, новейшие технологии, без хорошо подготовленного специалиста высокой эффективности работы добиться невозможно. На мой взгляд, современный учитель должен быть, прежде всего, человеком неравнодушным, высококвалифицированным. В условиях динамично меняющегося мира важным фактором организации образовательного процесса выступает технологическая мобильность педагога. Сегодня педагог призван уловить, понять и принять изменения в политике, культуре, экономике и адаптировать новации в образовательную среду. Образование – процесс не односторонний, значительные усилия должен прикладывать, в первую очередь, и сам ребенок. Талантливые педагоги, мотивированные дети, качество образования – залог успеха школы. Максимально полно реализовать потенциал школы, ее кадровые, интеллектуальные и материально-технические ресурсы – сложно, но возможно.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время?
- В последние годы, практически нет свободного времени, но когда удается выкрасть время, люблю окунаться в мир книг, чтение книг – ни с чем не сравнимое удовольствие. Из множества литературных направлений и течений предпочитаю литературу неореализма. Еще люблю путешествовать, иногда день, проведенный в путешествии, заменят годы, проведенные в одном месте. Мечтаю посетить как можно больше мест нашей удивительной планеты. Мне очень интересны такие страны, как Япония и Китай. Восток всегда притягивал меня своей самобытной культурой и духовностью.
- А какая Ваша самая заветная мечта?
- Человек не может жить без мечты…. Моя мечта, чтобы мои дети и близкие были здоровы. Важнее этого у меня нет ничего в этой жизни. В жизни не так важны цель и смысл, главное – ощущать её вкус. Ведь лучше есть пирог, чем рассуждать о нём. О чем мечтаю в преддверии нового учебного года? Прежде всего, о том, чтобы новый учебный год был легче предыдущего, чтобы непременно удалось реализовать все, что задумывалось, но по какой-то причине не свершилось. Может быть, это будет проект, одинаково интересный и учителю, и ученикам. Очень хочется видеть учеников своей школы успешными во всем, чтобы обучение приносило им удовольствие, а годы, проведенные в школе, стали самыми счастливыми. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики стали самодостаточными личностями, умели самостоятельно добывать знания, отстаивать свою точку зрения, не останавливались на достигнутом и стали просто хорошими и добрыми людьми. Мечтаю о том, чтобы никогда учитель не пребывал в состоянии эмоционального выгорания, чтобы всегда были новые идеи и возможности к их реализации. Поверьте, я не просто мечтаю, я очень стараюсь, чтобы мои мечты сбывались.
- Какие инновации Вы планируете внести в школе?
- Разрабатывая педагогической командой школы пути развития нашего образовательного учреждения, мы исходим из понимания, что за последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. Мы прикладываем огромные усилия для обеспечения опережающего, инновационного характера образования: ставим задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Планомерно реализуются инновационные проекты, направленные на раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.